Beads Planet

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 92
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бисеринка - Форум » Бисероплетение » Техники, инструменты, материалы » История бисера
История бисера
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 01:01 | Сообщение # 1
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
В этой теме делимся найденой информацией о истории бисера разных народов.

Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 01:03 | Сообщение # 2
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
БИСЕР У ЭВЕНКОВ

Бисер – известный материал, который издавна использовали для украшения одежды. Даже на севере до появления торгового бисера население делало его из кости мамонта для дизайна одежды или использовали ракушки. Здесь особо славились своим рукоделием тунгусы (эвенки). В своей работе, богатой бисерной вышивкой, эвенки использовали определенные цвета в гармоничном их сочетании. Распространенным орнаментом был геометрический: полосы, уголки, арки, крестики. Если над одеждой поработали женщины-эвенки, она превращалась сама по себе в необычное украшение, глядя на которое, невозможно было представить, сколько времени и сил потеряли изготовители на то, чтобы создать его. Представители других народов с удовольствием приобретали или выменивали для себя разукрашенную одежду. Под меховую верхнюю шубу эвенки (тунгусы) надевали кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса, чем обивали подол изделия и рукава. Особым предметом одежды был нагрудник, и его тоже расшивали мелкими бусинами, создавая узор. Часто на нем делался фон из светлых бусин, а затем добавлялись яркие изображения. Изображения могли переноситься на расшитый пояс, который был принадлежностью туалета обоих полов. Женщины могли украшать разноцветными бусинами сумки или другие предметы обихода. Очень красиво украшали варежки, которые сами по себе уже выглядели как предметы искусства. Вышивку делали, обычно, по замше и др. Иногда работали над отдельной деталью, которую потом вставляли в изделие. Подобным образом обрабатывалась обувь этих народов, ведь она тоже должна была выглядеть привлекательно.

Многие другие народы тоже любят бисер – к ним относятся долгане и др. Они предпочитают красно-синие оттенки, обрабатывая парки, и головные уборы. У жителей севера даже упряжь для животных могла иметь оригинальную вышивку.

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей украшался кожаными веревочками, бусинами и бисером. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.


Люлька располагалась на полу рядом с коробочкой для шитья. Украшалась разноцветным биссером и служили оберегом от нечистой силы.

Красивая женская сумочка для огнива, в виде великолепного “Эвенкийского солнышка”. Служило украшением эвенкийских модниц.

p.s.: по материалам сайта Мир бисера


Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 01:18 | Сообщение # 3
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
БИСЕР НА РУСИ

Бусы из стекла были излюбленным украшением русских красавиц от Москвы до Киева. При рассмотрении этой темы, может возникнуть вопрос: было ли на Руси отечественное производство бисера, стеклянных бус. Ответ, возможно, кого-то удивит, но такое производство существовало, причем еще в домонгольский период история Руси. Это подтверждают археологические находки стеклянных бус (их найдено около 26 тысяч на территории Древней Руси). Собственное производство стеклянных бус началось в начале 11 века, и достигло своего расцвета к середине 13 века, но даже после спада, не прерывалось и в 15 веке. Центрами производства становились Новгород, Друцк, Москва, Гнездов и т. д. Бусы русского производства отличались от привозных техникой изготовления (использовалась техника накрутки и навивки), составом и цветом стекла. Историки и культуроведы обнаружили и доказали, что мастерские по производству излюбленных стеклянных браслетов из крученого синего и гладкого зеленого стекла существовали в Москве и Киеве. А в Костроме, которая на то время считалась провинцией, существовала мастерская по изготовлению браслетов из стекла. Причем все это – в домонгольский период. При этом доля бисера азиатского или европейского производства в этот временной отрезок очень незначительна. Следует так же отметить, что первоначальное значение слова «бисер»- это жемчуг, именно под таким названием он и применялся на Руси. Поэтому считается, что бисерная вышивка на Руси берет свое начало с жемчужных работ. В 18 веке, постепенно стали повсеместно использовать бисер, а самоцветы заменять цветным стеклом. Такая популярность бисерного шитья объясняется низкой ценой и доступностью этого материала. В 19 веке увлечение бисером стало популярным среди всех сословий: от крестьян до барских домов. Украшению подвергались практически все домашние предметы: кошельки, коробки, головные уборы, кисеты, карточные наборы, скатерти, подсвечники, альбомы, письменные принадлежности, посуда.

Рясы - у восточных славян - ювелирные височные украшения знатных женщин. Считались весьма дорогим убранством.


В Древней Руси данное убранство с ниспадающими украшениями из жемчуга, бисера, с золотыми и серебряными пронизками, подвешивались к женским головным уборам, например к кокошнику.

Бусы из бисера служили неотемленой частью убранства женщин на древней Руси.

p.s.: по материалам сайта Мир бисера


Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 19:43 | Сообщение # 4
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
БИСЕР У ИНДЕЙЦЕВ


С открытием Америки, спрос на бисер значительно увеличился. Его непосредственным потребителем стало местное население – индейцы. Индианки использовали бисер в декорировании замши, в качестве декора национальной одежды, для создания ожерелий, браслетов и других декоративных элементов. На то время это был не совсем привычный для нас бисер, а скорее бусины различной величины. Эти бусины сопровождали индейцев с самого детства: из них так же изготавливали своеобразные «погремушки», которые вывешивались у колыбели для украшения. Работе с бисером индейские женщины обучались с 7 или 8 лет: мать преподавала дочери вышивку бисером. Обучение было обязательным, так как этого требовал статус женщины, которая должна была быть трудолюбивой, поскольку отвечала за быт семьи и племени. Девочки вначале вышивали кукольные платья, постепенно совершенствуя свои навыки, переходили к одежде взрослых. Украшению и декорированию подвергалось практически вся одежда мужчин и женщин, начиная с мокасин и заканчивая головными уборами. Но повседневная одежда отличалась большей скромностью, в сравнении с праздничной.

Первые узоры были достаточно просты – линия бусин, затем распространение получили зигзагообразные узоры и их комбинации. Большинство орнаментов носили геометрический характер, но со временем их «разбавил» цветочный узор: знакомые растения и цветы. Стилизации подвергались и изображения животных. Работы с бисером могли выполняться так же с использованием ткацкого станка, так и без него. Рукодельные работы обычно выполнялись на коже оленя или лося. Инструментом служила острая кость, которая играла роль шила, ниткой и иглой одновременно служили сухожилия. Так было с давних времен и лишь с приходом торговцев индейские женщины познакомились с различными тканями, нитками, иглами и металлическим шилом.

В настоящее время эти традиции продолжают жить. Это доказывают ежегодные итоги доходов Чехии, полученные от экспорта товаров. Среди этих товаров – знаменитый чешский бисер, который пользуется популярностью у индейцев Америки.

Брошь использовалась в индейских племенах для украшения,и одевалась она, как правило, по очень большим праздникам молодыми девушками.

Чокеры - традиционные индейские украшения, плотно облегающие шею. Делались из птичьих костей и раскрашенных игл дикобраза.

Бусы из бисера емели несколько значений у индейцев. Их использовали, как украшение женщины, и ими обвешивали дом чтобы уберечь его от проклятий.

p.s.: по материалам сайта Мир бисера


Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 19:52 | Сообщение # 5
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
Венецианский бисер

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка такова география торговли стеклянными изделиями.


Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.

Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих Мемуарах Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.

Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.


До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого лесного стекла , заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.

К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

зы: по материалам сайта darina.kiev.ua


Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 20:25 | Сообщение # 6
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
Бисер на территории Украины

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,— вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.


Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 20:43 | Сообщение # 7
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
Бисер в России

Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.

В XVIII—XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.

С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

В 1752 году М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».
Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п.
Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.
В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:

"Так в бисере
Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…"


Гармония во всем!
 
ivaMadDogДата: Пятница, 05.12.2008, 22:29 | Сообщение # 8
Кристал
Группа: Администраторы
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
-Украшения из бисера очень любила царица Клеопатра. Цезарь, в знак своей великой любви, подарил Клеопатре ожерелье «Осирис и Изида». Царица не расставалась с ожерельем.

- В Венеции XIII века стеклодувы пользовались большим уважением. Дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев, а власти Мурано закрывали глаза на разбой и грабежи, которыми любили промышлять стеклоделы.

-Ломоносов в середине XVIII века основал первую в России мастерскую по изготовлению бисера.

- «Обоями» из стекляруса был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме. В создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

- В Эрмитаже хранится трубка Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части которого выполнены дочерьми фельдмаршала. В орнамент вышивки они включили свои имена.

-Знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера.

-Многие азиатские производители микросхем и жидкокристаллических дисплеев при приеме персонала на фабрику проводят простой тест на координацию движений: необходимо быстро собрать мелкий бисер палочками для еды.

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки , в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».


Гармония во всем!
 
Бисеринка - Форум » Бисероплетение » Техники, инструменты, материалы » История бисера
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Приветствую Вас Гость

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024